г. Ставрополь ул. Мира 337, офис 808

+7(8652)35-82-05 NOSBZ@MAIL.RU

ПЛОДОРОДИЕ БЕЗ ХИМИИ

ПЛОДОРОДИЕ БЕЗ ХИМИИ

В этом году доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заведующий кафедрой земледелия Орловского ГАУ имени Н.В. Парахина Василий Тихонович Лобков выпустил монографию на тему: плодородие без «химии». Своими взглядами и основными соображениями по данному вопросу Василий Тихонович поделился с нашим изданием.

Удовольствие

– Тема биологического земледелия в мире начала громко звучать в 60-е года прошлого века, – говорит профессор Лобков. – Тогда отдельные фермеры Европы и США стали применять альтернативные технологии производства в пику крупным сельскохозяйственным компаниям, которые активно использовали химические вещества в погоне за высокой урожайностью и прибылью. Несмотря на то, что отказ от интенсивных технологий влечет за собой падение объемов производства, экологическое движение набирало обороты. Сегодня продукты, произведенные западными фермерами без «химии», маркируются специальными наклейками, считаются более качественными и стоят дороже обычной еды. Однако покупатели с пониманием относятся к высокой цене. Они осознают, что на выращивание и производство таких товаров было затрачено больше времени, ресурсов и усилий, но зато эти продукты полезны для здоровья.

В России о соответствующей маркировке пока только начинают зад умываться, однако, истощение почв и необходимость биологизации земледелия – проблемы не менее острые.

– В нашей стране изучение вопроса биологизации имеет глубокие корни, – продолжает ученый. – Имя нашего соотечественника, советского почвоведа-агронома Василия Робертовича Вильямса известно во всем мире. Его работам до сих пор рукоплещут лучшие умы аграрной науки. И в свое время отечественное сельское хозяйство могло повернуть в русло биологизации. Идея производства качественной сельскохозяйственной продукции, полезной для людей (даже в ущерб высокой урожайности) нравилась Сталину. Ведь при такой системе можно получать пусть не заоблачные, зато весьма стабильные результаты без нарушения экологической системы, ликвидировать вредные химические производства удобрений и СЗР.

Но этим планам не суждено было сбыться, и сегодня перед нами стоит непростая задача. Следует помнить, что основным аргументом в пользу биологизации является исчерпывание ресурсов на нашей планете. И это касается не только углеводородов, но и плодородия почв. По последним данным, при нынешних темпах потребления и производства в стране запасов калия в почве хватит примерно на 70 лет, запасов фосфора – на 50-55 лет. Так что актуальность биологизации не вызывает сомнения. Однако четкого понимания, что же такое биологизация и при каких условиях ее нужно практиковать – нет.

Навоз как основа

В своей монографии Василий Тихонович изложил все принципы, провел анализ достижений научных школ в мировой агрономической науке и пришел к выводу, что только развитое животноводство позволит говорить о биологизации земледелия. А животноводство, как известно, в России переживает не лучшие времена.

– В некоторых хозяйствах сегодня применяют лишь отдельные технологические приемы биологического земледелия, – говорит Лобков. – Например, не сжигают солом у, а измельчают ее и заделывают в почву. Но этого недостаточно. Один из главных элементов, необходимый для повышения урожайности, – навоз. Правда, вносить его безмерно и бездумно тоже нельзя. Нужно предварительно оценивать состояние биоты, а только затем высчитывать нормы внесения. Сегодня такие технологии вполне доступны и позволяют действительно получать отличные результаты, которые не сильно отличаются от тех, что дают интенсивные технологии. Но затраты на удобрения при этом снижаются в разы. Конечно, повторюсь, без животноводства здесь не обойтись, и в экологичном хозяйстве должны работать в одной связке и животноводство, и растениеводство. Тогда получается такая замкнутая система, прекрасно обеспечивающая сама себя. В среднем на гектар пашни должно вноситься около 10 тонн навоза, но сегодня в лучшем случае вносят тонну.

Помимо получения экологически чистого удобрения, развитое животноводство дает стимул к травосеянию. Многолетние травы, особенно бобовые и бобово-злаковые, являются прекрасными предшественниками для сельскохозяйственных культур, насыщают почву азотом, что устраняет необходимость использования технического азота. А это опять же снижает затраты хозяйств, исключает необходимость производства данного удобрения.

– Животноводческие предприятия могут существенно снизить свои затраты, получать дополнительную прибыль и избавиться от проблемы утилизации отходов, если задумаются о производстве экологических удобрений. Изначально это потребует дополнительных инвестиций, строительства новых производственных мощностей, но только подумайте, какой это даст эффект в дальнейшем! И это будет еще одним шагом на пути к биологизации земледелия.

Свои идеи Василий Тихонович излагал уже не раз и считает, что его услышали. Соответствующие технологии уже существуют, изобретать их не надо. Правда, реальных действий в данном направлении пока немного.

– Чтобы все это заработало, необходимо заинтересовать инвесторов, проводить с руководителями сельскохозяйственных предприятий постоянную работу. Может, тогда дело сдвинется с места. А пока мы только вынуждены констатировать, что с каждым годом почвы истощаются, повышается их кислотность. К слову, в Орловской области уже все почвы кислотные в той или иной степени.

Меньше да лучше

Но малоразвитое животноводство – не единственная проблема. Во многих хозяйствах грубо нарушается севооборот, что только ускоряет негативные процессы. По этому поводу ученый говорит следующее:

– Сейчас в отечественном АПК в приоритете производство пшеницы. Стране удалось добиться значительных результатов и выйти на первое место в мире по экспорту данной культуры. В Орловской области был достигнут небывалый результат по сбору зерна – три миллиона тонн. Об этом в былые годы даже помыслить никто не мог. А сегодня это реальность, которая уже воспринимается как обыденность, и перед аграриями региона ставится новая задача – преодолеть рекорд. Все это прекрасно, но все-таки стоит задуматься, прежде всего, о том, как восстанавливать плодородие почв, сохранить достигнутый результат и получать ежегодно те заветные три миллиона, не потеряв их из-за истощения земли. У нас для этого есть все условия, остается только найти ответственных исполнителей. Такая задача вполне может стать национальным проектом в области сельского хозяйства. Необходимо только проявить политическую волю и привлечь инвестиции.

Василий Тихонович уверен, что биологизацию земледелия вполне возможно провести в масштабах страны. И от этого выиграют все участники процесса: и аграрии, и население, и государство. Нужно только осознать эту идею, закрепить ее в общественном сознании и приступить к действию.

Вероника ИКОННИКОВА

http://zizh.ru/