г. Ставрополь ул. Мира 337, офис 808

+7(8652)35-82-05 NOSBZ@MAIL.RU

ПОЖНИВНЫЕ ОСТАТКИ БОЛЬШЕ НЕ ПРОБЛЕМА

ПОЖНИВНЫЕ ОСТАТКИ БОЛЬШЕ НЕ ПРОБЛЕМА

Ждать разложения пожнивных остатков придется 3-5 лет, а ведь за это время на поле созреет еще несколько урожаев. Как же ускорить распад целлюлозы? Этой теме был посвящен вебинар «Лучшее решение для разложения пожнивных остатков и защиты будущего урожая», который 7 июля провела минерально-химическая компания «ЕвроХим». В тандеме с микробиологией

Компания «ЕвроХим» еще раз продемонстрировала, что у нее разносторонние интересы, и есть желание помочь аграриям в решении наиболее актуальных проблем. В разгар уборочной страды, чтобы не отвлекать специалистов с поля битвы за урожай, она провела интернет-семинар по утилизации соломы, в котором могли удаленно участвовать сельхозпроизводители всех регионов России.

— Для нас совершенно очевидно, что будущее за комплексными технологиями, и только системный подход даст наилучшие результаты,- открывая вебинар, заявила его ведущая — менеджер по развитию агрохимического сервиса компании АО «МХК «ЕвроХим» Мария Визирская. — Поэтому в фокусе нашей компании не только технологии, дозировки и сроки применения минеральных удобрений, но и различные сопутствующие вопросы, такие как техника для внесения, проблемы потерь, доступность элементов питания и многое другое.

Новый вопрос, которым мы активно занимаемся, — это микробиология почв и микробиологические препараты, которые помогли бы аграриям в вопросе обработки пожнивных остатков.

Солома как источник питания

Вместе с тонной зерна комбайнеры на полеполучают в среднем 1,3 т соломы. При среднейурожайности зерновых 3-4 т/га на одном гектаре накапливается 4-5 т растительных остатков.Они могут стать хорошим источником питаниядля следующего урожая. Солома на 40% состоит из органического углерода, содержит 8-9 кгазота, до 4 кг фосфора и порядка 13% калия, атакже различные микроэлементы.

Кроме того, микроорганизмы, разлагающиесолому, продуктами своей жизнедеятельностиулучшают структуру почвы, что также важно дляследующих урожаев.

Однако разложение соломы – длительныйпроцесс, и все преимущества пожнивных остатков этого года проявятся только через 3-5 лет. К тому же, пока микроорганизмы будут перерабатывать солому, они будут поглощать азот, обделяя посевы следующего урожая.

Чтобы устранить дефицит основного питательного элемента, агрономы «прописывают» пашне дополнительно по 10 кг азота на тонну соломы, что активизирует работу микроорганизмов. «Но не ведет ли это и к каким-то негативным последствиям?», — спросила Мария Визирская своего собеседника — генерального директора ООО «АгроБиоТехнологии» Дениса Морозова. Он подтвердил, что на этом этапе действительно, возникает новая проблема.

— Азот поглощают не только полезные, но и вредные микроорганизмы — возбудители корневых гнилей, фузариума, альтернарии, токсинообрзующие грибы пенициллы, аспергиллы. Они тоже разлагают солому. Но при потреблении азота так увеличивают свою концентрацию, что ближе к весне мы понимаем: клетчатка разложилась, но фитопатогенов так много, что всхожесть семян начинает падать, а корневая система — подавляться, — ответил Денис Олегович. — Наша задача сделать так, чтобы азот целенаправленно шел на полезную микрофлору, которая также будет обладать целлюлозолитическими свойствами.

Красочно иллюстрирует эту проблему слайд с фотографией обломка заплесневевшего и порозовевшего от фузариоза кукурузного початка на убранном поле — типичная картина для весеннего поля.

— 96% инфекций прекрасно зимует на растительных остатках и ждет посева новой культуры, — констатировал Денис Морозов. — Наша задача снизить концентрацию фитопатогенов и дать возможность растениям быть более здоровыми.

Пал — не решение

Ведущая вебинара напомнила, что раньшеэту задачу решали очень просто – выжигалисолому, уничтожая инфекции. Но при этом наполе выгорал ценный слой гумуса, который накапливается столетиями. Погибали микроороганизмы, и прежде всего полезные, посколькупатогены более устойчивы к неблагоприятнымусловиям жизни. Да к тому же, по статистике, до 30% лесных пожаров вызывали именно такиесельскохозяйственные палы.

— Сжигание растительных остатков — негативная мера, — прокомментировал «дедовский метод» с точки зрения агрохимии гендиректор компании «АгроБиоТехнологии». — Все растительныеостатки превращаются в углекислый газ и улетают — 40% углерода, который находится в растительных остатках, мы просто-напросто теряем.Таким образом, мы фитосанитарные проблемы решаем за счет агрохимических проблем.

Стернифагом по патогенам

Денис Морозов презентовал препарат, который решает тот же вопрос микробиологическимметодом. Речь о Стернифаге, основу которогосоставляют споры гриба Trichoderma harzianum.

— Этот гриб обладает фунгицидной и целлюлозолитической активностью. Он подавляет широкийспектр фитопатогенов. Прежде всего, корневыегнили, а также возбудителей листовой и колосовойинфекции. Таким образом, Стернифаг решаетпроблему обеззараживания почвы, — подчеркнул лектор. — Также он выделяет комплекс ферментов, способных разлагать целлюлозу.

Стернифаг, как пояснил Денис Олегович, — сухой смачивающийся порошок. Его вносят с помощью опрыскивания стандартной техникой. В баковом растворе он сочетается с большинством пестицидов, за исключением фунгицидов. Время экспозиции рабочего раствора — более 4 часов.

— После внесения раствора на растительные остатки, мы рекомендуем заделать их дискованием или лущением. При этом надо обратить внимание, что микроорганизмам необходим стартовый азот, чтобы отношение углерода к азоту было смещено в сторону азота, и микробам было легче начать процесс разложениярастительных остатков, — инструктировал Денис Морозов. — Мы рекомендуем использовать 200-300 литров рабочего раствора на гектар, то есть 1 л на 50 м2. Это тонкая пленка, которая покрывает растительные остатки. Если уменьшать норму расхода, пленка будет быстро высыхать. Рабочий раствор будет уноситься ветром.

Стернифаг вносится стандартными опрыскивателями и заделывается обычными агрегатами, поэтому дополнительных расходов на включение его в агротехнологию не будет.

Нем хороша триходерма?

— Почему именно триходерма была выбранадля почвенного препарата, а не другой гриб? -поинтересовалась Мария Визирская.–

Среди целлюлозолитиков присутствуют и фитопатогены, те же фузарии. Но мы не хотим получить большую концентрацию фузариума в концепроцесса, потому что потом, когда ему нечегобудет есть из растительных остатков, он будетперекидываться на живые вегетирующие растения, — объяснил собеседник. — У фитопатогенов, в отличие от сапрофитной микрофлоры, есть механизм подавления иммунитета растений. Нашазадача — сделать так, чтобы функцию разложениярастительных остатков выполняла полезная микрофлора. Мы выбрали гриб триходерма по егофунгицидным свойствам. Помимо этого, он обладает свойством стимуляции прорастания семян. После применения Стернифага мы видим, что всхожесть семян выше. Он защищает корневую систему, и она становится более мощной.

Таким образом, Стернифаг дает тройнойэффект — повышает целлюлозолитическую активность, стимулирует прорастание семян иразвитие корневой системы. Хотя его приоритетное назначение, как подчеркнул Денис Морозов, — это почвенный фунгицид.

Триходерма живет в почве и без внесения препарата, но талл ее концентрация слишком мала. С 1 граммом Стернифага на поле попадает сразу 10 млрд споровых клеток, которые подавляют патогены и принимаются за поедание целлюлозы. Для этого гриба растительные остатки служат приоритетной кормовой базой.

Подавление фитопатогенов дает дополнительный эффект: лучше развивается разнообразие почвенной микрофлоры, увеличивается концентрация азотфиксирующих микроорганизмов. Что касается самой триходермы, то она доминирует недолго, поскольку в царстве грибов исполняет 30-е-40-е роли. Через 2-3 месяца после внесения Стернифага концентрация триходермы начинает уменьшаться.

Но свою функцию гриб успевает выполнить. То, что разлагается до 5 лет, он перерабатывает за 3-5 месяцев. Вся органика из растительных остатков становится доступной растениям. Почва становится более темной, что свидетельствует о накоплении органики! и обеззараженной, количество фитопатогенов значительно снижается. Уходит проблема весеннего азотного голодания.

В отличие от многих других микробиологических препаратов, Стернифаг зарегистрирован, и его эффективность и безопасность подтверждены документально. Его можно хранить без холодильника при температуре от -30°С до +30°С в течение 2 лет.

— То есть никаких специальных условий создавать не надо, — резюмировала Мария Визирская.

— Да. И хочу заметить, что препарат высококонцентрированный, логистика удобна. Одна его упаковка содержит 400 г и рассчитана на 5 га. Препарат полностью проходит через систему опрыскивания: не забивает форсунки и быстро диспергируется в водном растворе. Это важное преимущество, — добавил Денис Морозов.

Лучший азот для Стернифага — это КАС-32

Почвенные микроорганизмы предпочитаютазот в аммонийной форме — в таком виде оннаиболее легко усваивается микроорганизмами и встраивается в процесс их жизнедеятельности. «ЕвроХим» для питания сапрофитной микрофлоры предлагает использоватькарбамидно-аммиачную смесь. КАС-32, выпускаемый компанией, уже зарекомендовал себя как эффективное азотное удобрение. Он содержит 3 формы азота, которые усваиваются растением по очереди, продлевают период питания и снижают потери азота. Благодаря этому КАС-32 повышает урожайность культур.

Препарат обладает и еще одним важным для обработки пожнивных остатков качеством – его можно применять в баковых смесях с пестицидами, микроудобрениями и микробиологическими препаратами, сокращая количество обработок. «ЕвроХилл» и «АгроБиоТехнологии» провели тестирование КАС в смеси со Стернифагом. О результатах опыта рассказал Денис Морозов:

— Мы проверяли Стернифаг на совместимость с карбамидом, аммиачной селитрой и КАСом. Карбамид обладает хоть и слабым, но фунгицидным эффектом, поэтому мы не рекомендуем применять микробиологические препараты с этим удобрением. При проверке КАС мы внимательно смотрели, нет ли снижения жизнеспособности клеток, потому что в нем присутствует NH2- группа. Мы испытывали КАС в концентрации 100%, 1:2, 1:3, 1:5 и пришли к выводу, что оптимальное соотношение — 1:5, в крайнем случае — 1:4. Наши микробиологи обнаружили интересный синергетический эффект, когда при добавлении раствора КАС 1:5 идет увеличение концентрации жизнеспособных клеток за счет того, что КАС пробуждает покоящиеся споры. На контроле, где Стернифаг вносился в воду, концентрация жизнеспособных клеток значительно ниже, чем там, где мы добавляли разбавленный КАС.

Гендиректор компании «АгроБиоТехнологии» рекомендовал в рабочий раствор из расчета 200-300 л/га добавлять 35 л КАС и 80 г Стернифага. К этой смеси можно добавить микроэлементы или гербициды.

Как вести обработку?

Мария Визирская акцентировала внимание на технических моментах приготовления бакового раствора:

— В бак опрыскивателя сначала заливается вода из расчета 160 л/га. Рядом в отдельной емкости смешиваются Стернифаг и вода для получения равномерного раствора. Затем эта смесь выливается в бак опрыскивателя и перемешивается, далее в бак, содержащий раствор Стернифага, добавляется КАС-32 в расчете – 35 л/га и перемешивается 5-8 минут. После этого можно выезжать в поле и работать.

— Если сделать наоборот: в чистый КАС добавить Стернифаг, высокая концентрация КАСа частично может убить клетки, — пояснил Денис Олегович. — Так как мы работаем с живым объектом, сразу после опрыскивания солому надо задисковать. Если до заделки остается большой интервал, то обработки надо вести в ночные или вечерние часы, чтобы температура и инсоляция были ниже. Если заделывать сразу, то обрабатывать можно в любое время.

На слайде в ходе вебинара можно было увидеть результат применения КАС со Стернифагом в холдинге «Черкизово»: осенью в коме земли торчали охристые соломины, а летом кусок почвы с того же поля был абсолютно черным и гомогенным.

— Там не смогли применить препарат осенью и решили сделать это весной. Стернифаг внесли после сева подсолнечника на второй или третий день совместно с гербицидной обработкой и бороной слегка заделали почву. Весной был большой запас влаги. Температура начала расти, были комфортные условия для развития гриба, и через 1,5-2 месяца сотрудники холдинга обнаружили, что почва стала чище, растительных остатков не осталось. Им понравилось, что препарат сработал и весной. — Это было отступление от рекомендаций? — уточнила Мария Визирская. — Мы ведь рекомендуем вносить препарат не только осенью, но и весной, — ответил ей собеседник.

— Есть поздние культуры: кукуруза, подсолнечник, сахарная свекла. Если после уборки вносить Стернифаг, то времени до заморозков остается немного. Поэтому растительные остатки поздних культур надо обрабатывать весной. Озимые и ранние культуры желательно обрабатывать в летний период. Если стоит сушь и жара, как в южных регионах, то многие сельхозтоваропроизводители задисковывают растительные остатки и ждут понижения температуры и выпадения осадков. Стернифаг на юге можно вносить вплоть до сентября-октября.

— А после перезимовки препарат теряет свою эффективность?

— Клетки рода триходерма способны образовывать споры. Они зимуют в почве и весной с некоторыми потерями продолжают работать. Ближе к лету их концентрация уменьшается, поэтому мы рекомендуем ежегодно применять препарат, ведь у нас интенсивное земледелие, все хотят получить хороший урожай за короткий период времени.

Гербицид не помешает

Осенью аграрии часто применяют гербициды на основе глифосата. Как показали опыты № 4 (99) август 2016 г.на озимой пшенице и кукурузе, глифосат полностью совместим с КАС-32 и Стернифагом, снимающим стресс растений от использования гербицида. При их совместном применении лучше всходят семена, выше стебли, ширелистья и мощнее корневая система. К томуже, подавляются почвенные фитопатогены, чтопродлевает растениям жизнь и дает возможность сформировать более качественный иобильный урожай.

— Если посмотреть на график изменения концентрации патогенов, увидим, что за 2-3 месяца она падает в 5-6 раз, — прокомментировалследующий слайд Денис Морозов. — Этого достаточно, чтобы растение могло максимальносебя проявить. В почве повышается количество азотфиксаторов, на бобовых заметно возрастает число клубеньков. –

Длина побегов увеличивается на 17%, а корней — на 20%, — дополнила данные по эффективности баковой смеси Мария Визирская. – Этоговорит о том, что Стернифаг хорошо воздействует на растения и создает наиболее благоприятные условия для роста урожайности.

Вы спрашивали? Отвечаем

По завершении теоретической части вебинара генеральный директор компании «АгроБиоТехнологии» ответил на вопросы, присланные его участниками во время интернет-трансляции.

— Когда эффективнее всего вносить КАС-32? После уборки на стерню или все-таки весной перед посевом и почему?

Д.М.: Если после уборки высеваются озимые культуры, то стоит вносить Стернифаг в летнее-осенний период перед посевом, потому что в дальнейшем это будет сложнее сделать, и заделка будет затруднена. Если сеете яровую культуру, то можно вносить как осенью, так и весной.

— При одинаковых погодных условиях при применении Стернифага после уборки, какая солома будет разлагаться быстрее: пшеницы яровой, озимой, ржи, тритикале или ячменя при средней урожайности 50 ц/га?

Д.М.: Химический состав соломы этих культур отличается незначительно. Если говорить о кукурузе и подсолнечнике, то они будут разлагаться дольше. Размеры частиц растительных остатков пшеницы и ячменя после дискования достаточно мелкие. У кукурузы и подсолнечника — достаточно крупные даже после заделки. В рисовой соломе больше кремнеорганики, поэтому она разлагается дольше всего. Крем- неорганика для микробов менее интересна. Процесс будет идти, но дольше, чем на пшенице или ячмене. Поэтому необходим и более длительный процесс дискования.

— Как препарат ведет себя после уборки в засушливых погодных условиях?

Д.М.: Мы столкнулись с этим пару лет назад. Тогда в Центрально-Черноземном регион стояла сильная засуха. Отдельные хозяйства вносили препарат и из-за нехватки влаги он не проявил себя на 100%. За 3 месяца солома разложилась примерно на 40%. Но, он выполнил другую задачу — снизил количество фитопатогенов, корневых гнилей и повысил всхожесть семян, сделал растение более устойчивым к неблагоприятным погодным условиям. А как только пошли дожди, препарат нагнал упущенное время.

— Имеет ли значение температура воды для растворения Стернифага?

Д.М.: Раньше мы обращали внимание на температуру воды в связи с тем, что многие пользуются водой из скважин, где температура низкая. К тому же некоторые использовали в качестве источника азота аммиачную селитру, которая в процессе растворения поглощает тепло. Температура рабочего раствора опускалась еще ниже, и не вся аммиачная селитра растворялась. Часть форсунок забивалась. После того, как мы снизили норму селитры и вообще перешли на КАС, эти проблемы потеряли актуальность, поэтому можно пользоваться водой с температурой от +8 до+40°С. Выше – уже некомфортно для грибов и может привести к снижению жизнеспособности клеток.

— Сколько стоит препарат и какова стоимость обработки?

Д.М.: Стоимость погектарной нормы для конечных потребителей составляет 530 рублей. А дальше затраты зависят от того, сколько добавят стартового азота. Итоговая цена не слишком велика и обременительна, поскольку за эти деньги потребители решают проблему ускоренного разложения растительных остатков, получают эффект почвенного гербицида и другие сопутствующие эффекты — повышение всхожести, озеленяющий эффект, снижение стрессов.

Мария Визирская добавила, что специалисты компании подсчитали экономическую эффективность применения Стернифага в баковой смеси с КАС-32. Так как микробиологический препарат позволяет снизить норму азота на обработку пожнивных остатков, экономия может составлять в различных условиях от 200 до 1000 рублей. Тем более, что в результате деятельности триходермы микрофлора сама начинает выделять из целлюлозы доступный азот.

Белгородский Агромир